Новая редакция Федерального закона о внутренних морских водах и территориальном море (от 27.12.2009) Печать

Федеральным законом от 27.12.2009 № 364-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в «морские» законы, в том числе в Федеральный закон от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (далее - Федеральный закон о внутренних морских водах и территориальном море).

Закон официально опубликован в издании «Российская газета» от 29.12.2009 № 252. Вступил в силу 9 января 2010 г.

В настоящем Обзоре представлен краткий анализ изменений, внесенных в Федеральный закон о внутренних морских водах и территориальном море, в отношении:

Также см. дополнительную информацию к Обзору.

 

Создание, эксплуатация, использование искусственных островов, установок, сооружений, проведение буровых работ, прокладка подводных кабелей и трубопроводов

Согласно новой редакции п. 4 ст. 16 Федерального закона о внутренних морских водах и территориальном море создание, эксплуатация, использование искусственных островов, установок, сооружений, проведение буровых работ, прокладки подводных кабелей, трубопроводов во внутренних морских водах и в территориальном море осуществляются с соблюдением требований, предусмотренных водным законодательством, и в порядке, установленном Правительством РФ.

По сравнению с прежней редакцией новым является указание на применимость требований водного законодательства к названным выше видам деятельности. Данное уточнение носит редакционный характер, т.к. общие требования водного законодательства применимы к осуществлению деятельности во внутренних морских водах и территориальном море независимо от специального указания на это в рассматриваемом Федеральном законе.

Водное законодательство состоит из Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ (далее - Водный кодекс), других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 2 Водного кодекса).

Статьей 11 Водного кодекса установлен порядок предоставления водных объектов в пользование на основании договора водопользования (далее - договор) или решения о предоставлении водного объекта в пользование (далее - решение).

В частности на основании решений (если иное не предусмотрено ч. 3 ст. 11) водные объекты предоставляются в пользование:

  • для создания стационарных и (или) плавучих платформ, искусственных островов, искусственных земельных участков на землях, покрытых поверхностными водами (п. 4 ч. 2 ст. 11);
  • строительства трубопроводов, если такое строительство связано с изменением дна и берегов водных объектов (п. 5 ч. 2 ст.11);
    разведки и добычи полезных ископаемых (п. 6 ч. 2 ст. 11);
  • проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов (п. 7 ч. 2 ст. 11) и др.

Главой 6 Водного кодекса установлены требования к охране водных объектов, в том числе:

  • основные требования к охране водных объектов (ст. 55);
  • требования к охране водных объектов от загрязнения и засорения (ст. 56);
  • требования к охране водных объектов при проведении работ (ст. 61);
  • требования к режиму водоохранных зон и прибрежных защитных полос (ст. 65);
  • требования к режиму особо охраняемых водных объектов (ст. 66);
  • требования к режиму зон экологического бедствия, зон чрезвычайных ситуаций на водных объектах, предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий (ст. 67) и др.

Статья 16 Федерального закона о внутренних морских водах и территориальном море дополнена новыми п.п. 5 - 7.

Согласно новому п. 6 ст. 16 при региональном геологическом изучении, геологическом изучении, разведке и добыче минеральных ресурсов во внутренних морских водах, в территориальном море лицензия на пользование недрами предоставляет ее владельцу право на создание, эксплуатацию, использование искусственных островов, установок, сооружений, проведение буровых работ, прокладку подводных кабелей, трубопроводов в соответствии с проектной документацией, предусмотренной законодательством Российской Федерации о недрах, законодательством о градостроительной деятельности.

В отношении проектной документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации о недрах необходимо отметить следующее.

Разработка месторождений полезных ископаемых и пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами (ч. 1 ст. 23.2 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон «О недрах»)).

Технические проекты и вносимые в них изменения до утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители органов государственного горного надзора и органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды (ч. 2 ст. 23.2 Закона «О недрах»).

Порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, устанавливается Правительством РФ по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами (ч. 3 ст. 23.2 Закона «О недрах»).

При этом до утверждения Правительством РФ указанного порядка при подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на осуществление работ, связанных с пользованием участками недр, применяются нормативные правовые акты и нормативные технические документы, действующие на день вступления в силу Федерального закона от 30.12.2008 № 309-ФЗ (ч. 7 ст. 49 Федерального закона от 30.12.2008 № 309-ФЗ).

Так, Приказом Минприроды России от 30.10.2008 № 277 утвержден Административный регламент предоставления Федеральным агентством по недропользованию государственной услуги по рассмотрению и согласованию проектной и технической документации на разработку месторождений полезных ископаемых.

Приказом МПР России от 21.03.2007 № 61 утверждены Методические рекомендации по проектированию разработки нефтяных и газонефтяных месторождений. Указанные Методические рекомендации не являются нормативным правовым актом, обязательным для применения. Тем не менее, они содержат рекомендации в том числе для организаций.

Согласно п. 6 Методических рекомендаций в качестве проектной и технологической документации на разработку нефтяных и газонефтяных месторождений могут рассматриваться:

  • проекты пробной эксплуатации,
  • технологические схемы разработки и дополнения к ним,
  • проекты разработки и дополнения к ним,
  • технологические схемы опытно-промышленных работ на отдельных участках и залежах,
  • авторские надзоры за реализацией проектных технологических документов.\

Что касается проектной документации, предусмотренной законодательством о градостроительной деятельности, то под проектной документацией понимается документация, содержащая материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющая архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства (ч. 2 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (далее - Градостроительный кодекс)).

В ч. 12 ст. 48 Градостроительного кодекса указано, какие разделы входят в состав проектной документации объектов капитального строительства, за исключением проектной документации линейных объектов. В свою очередь Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 утверждено Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию.

Необходимо иметь в виду, что проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, подлежат государственной экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных статьей 49 Градостроительного кодекса (ч. 1 ст. 49 Градостроительного кодекса).

Также в отношении проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, проводится государственная экологическая экспертиза (ч. 6 ст. 49 Градостроительного кодекса).

Как указано выше лицензия на пользование недрами предоставляет ее владельцу право на создание, эксплуатацию, использование искусственных островов, установок, сооружений, проведение буровых работ, прокладку подводных кабелей, трубопроводов (п. 6 ст. 16 рассматриваемого Закона). С другой стороны, согласно п. 7 ст. 16 данного Закона (в новой редакции) в случае, если лицензией на пользование недрами предусмотрено право ее владельца на осуществление указанных видов деятельности во внутренних морских водах, в территориальном море, получение разрешений на их осуществление не требуется.

По общему правилу создание, эксплуатация и использование искусственных островов, сооружений и установок, а также прокладка подводных кабелей и трубопроводов осуществляются на основании разрешений (п. 5 Порядка создания, эксплуатации и использования искусственных островов, сооружений и установок во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 19.01.2000 № 44; п. 4 Порядка прокладки подводных кабелей и трубопроводов во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, утв. Постановление Правительства РФ от 26.01.2000 № 68 соответственно).

Таким образом, не требуется получения специального разрешения только в случае прямого указания в лицензии права ее владельца на создание, эксплуатацию, использование искусственных островов, установок, сооружений, прокладку подводных кабелей, трубопроводов во внутренних морских водах, в территориальном море. Само по себе наличие лицензии не дает права на осуществление указанных видов деятельности. 

Представляется интересным вопрос о необходимости получения разрешения на проведение инженерных изысканий во внутренних морских водах и территориальном море, связанных с указанными выше видами деятельности (создание, эксплуатация, использование  искусственных островов, установок, сооружений, прокладка подводных кабелей и трубопроводов и т.д.).

В п. 11 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по исполнению государственной функции по выдаче в установленном Порядке лицензии (разрешения) на создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, сооружений и установок, проведение буровых работ, связанных с геологическим изучением, поиском, разведкой и разработкой минеральных ресурсов, а также прокладку подводных кабелей и трубопроводов во внутренних морских водах, территориальном море и на континентальном шельфе Российской Федерации в пределах своей компетенции, утв. Приказом МПР России от 10.12.2007 № 322, (далее - Административный регламент) перечислены виды разрешений, которые выдает Росприроднадзор.

Росприроднадзор выдает разрешения на основной вид деятельности (например, на прокладку подводных кабелей и трубопроводов) с комплексом предварительных (изыскательских) работ, связанных с основным видом деятельности. Возникает вопрос: указанное разрешение является единым (общим) для основного вида деятельности и предварительных (изыскательских) работ и его необходимо получить до начала предварительных работ или необходимо (возможно) сначала получить разрешение на предварительные работы, а затем на основной вид деятельности (например, в случае, когда неизвестны сроки проведения работ в рамках основного вида деятельности и т.д.)?

В Постановлении Правительства РФ от 19.01.2000 № 44 и Постановлении Правительства РФ от 26.01.2000 № 68  (на основании и в развитие которых принят указанный Административный регламент) вообще не указано, что разрешение выдается на основной вид деятельности с комплексом предварительных (изыскательских) работ. Названные акты не содержат требований о необходимости получить разрешения на проведение предварительных (изыскательских) работ.

По-видимому, в Административном регламенте разрешение на создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, сооружений и установок, предусмотренное Постановлением Правительства РФ от 19.01.2000 № 44, а также разрешение на прокладку подводных кабелей и трубопроводов, предусмотренное Постановлением Правительства РФ от 26.01.2000 № 68, понимаются расширительно: как разрешение на основной вид деятельности с комплексом предварительных (изыскательских) работ. Строго говоря, это не вполне корректно.

Применительно к новой редакции п. 6 и п. 7 ст. 16 рассматриваемого Закона возникает вопрос: есть ли необходимость получать разрешение на предварительные (изыскательские) работы,  связанные с основным видом деятельности, в случае, если в лицении на пользование недрами указано право ее владельца на осуществление основного вида деятельности (создание, эксплуатацию, использование искусственных островов, установок, сооружений, прокладку подводных кабелей, трубопроводов во внутренних морских водах, в территориальном море)? Полагаем, что такое разрешение получать не требуется, т.к. названные выше Постановления Правительства РФ № 44 и № 68 не предусматривают отдельного разрешения на предварительные (изыскательские) работы.

Определенная неясность существует также в отношении проведения буровых работ. В отличие от создания, эксплуатации и использования искусственных островов, сооружений и установок, прокладки подводных кабелей и трубопроводов в отношении буровых работ Правительством РФ не утвержден порядок их проведения. А как было указано выше, названные работы осуществляются в порядке, установленном Правительством РФ (п. 4 ст. 16 новой редакции рассматриваемого закона).

Согласно п. 7 ст. 16 рассматриваемого закона (в новой редакции) в случае, если лицензией на пользование недрами предусмотрено право ее владельца на проведение буровых работ во внутренних морских водах, в территориальном море, получение разрешения на осуществление данного вида деятельности не требуется. Возникает вопрос: требуется ли разрешение в случае отсутствия в лицензии прямого указания на право ее владельца проводить буровые работы?

В рассматриваемом Законе не содержится прямого указания на то, что буровые работы по общему правилу проводятся на основании разрешения. В то же время для иных видов деятельности во внутренних морских водах и территориальном море (создание искусственных сооружений, прокладка трубопроводов и т.п.) такое указание о необходимости получить разрешение закреплено в приведенных выше Постановлениях Правительства РФ № 44 и № 68.

Таким образом, рассматриваемый закон, а также постановления Правительства РФ не содержат требования о необходимости получить разрешение на проведение буровых работ во внутренних морских водах и территориальном море в случае, если в лицензии прямо не предусмотрено право ее владельца на осуществление указанных работ.

Несмотря на отсутствие общего требования о необходимости получить разрешение на проведение буровых работ,

  • согласно п. 5.3.13 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 400, Росприроднадзор выдает в установленном порядке лицензии (разрешения) в том числе на проведение буровых работ, связанных с геологическим изучением, поиском, разведкой и разработкой минеральных ресурсов, во внутренних морских водах, территориальном море Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации в пределах своей компетенции;
  • согласно абз. 2 п. 11 Административного регламента по выдаче лицензии (разрешения) Росприроднадзор выдает в том числе разрешения на проведение буровых работ, связанных с геологическим изучением, поиском, разведкой и разработкой минеральных ресурсов во внутренних морских водах, территориальном море и на континентальном шельфе Российской Федерации, с комплексом предварительных (изыскательских) работ, связанных с основным видом деятельности.

При отсутствии закрепленного в федеральном законе или постановлении Правительства РФ требования о необходимости получить (по общему правилу) разрешение на проведение буровых работ во внутренних морских водах и территориальном море, вышеуказанные акты подразумевают необходимость получить такое разрешение.

Использование природных ресурсов, охрана окружающей среды внутренних морских вод и территориального моря, осуществление иной деятельности во внутренних морских водах и территориальном море

Внесены изменения в статью 20 Федерального закона о внутренних морских водах и территориальном море, регулировавшую вопросы исследования, разведки, разработки (добычи) и охраны водных биологических ресурсов и других природных ресурсов и окружающей среды внутренних морских вод и территориального моря.

В новой редакции из предмета регулирования данной статьи исключены исследование и разведка природных ресурсов. Указанные виды деятельности охватываются новым понятием "морские ресурсные исследования" и регулируются соответствующими статьями 31и 312 (см. раздел "Морские ресурсные исследования").

Статья 20 рассматриваемого Закона дополнена п. 21, согласно которому региональное геологическое изучение, геологическое изучение, разведка и добыча полезных ископаемых, строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, на участках недр внутренних морских вод и территориального моря могут осуществляться лицами, отвечающими требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о недрах.

Требования к лицам, которые имеют право быть пользователями недр, установлены статьей 9 Закона РФ «О недрах».

Представляется интересным вопрос о том, относится ли прокладка трубопроводов во внутренних морских водах и территориальном море к строительству и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых (один из видов пользования недрами (п. 4 ч. 1 ст. 6 Закона РФ «О недрах»)).

В соответствии с п. 6.8 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утв. Постановлением ВС РФ от 15.07.1992 № 3314-1, лицензия на право строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, удостоверяет право пользования определенными участками недр для подземного хранения нефти, газа, захоронения вредных веществ и отходов производства, сброса сточных вод и иных нужд.

Законодательство о недрах, законодательство о градостроительной деятельности не содержит определения понятий «сооружение», «подземное сооружение».

Определенное представление о том, какие объекты относятся к сооружениям и к подземным сооружениям, дают нам следующие акты:

  1. Согласно п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса сооружения относятся к объектам капитального строительства.
  2. В соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 359, к подразделу «Сооружения» относятся инженерно - строительные объекты, назначением которых является создание условий, необходимых для осуществления процесса производства путем выполнения тех или иных технических функций, не связанных с изменением предмета труда, или для осуществления различных непроизводственных функций. Объектом, выступающим как сооружение, является каждое отдельное сооружение со всеми устройствами, составляющими с ним единое целое.
  3. В соответствии с Положением о порядке экономического стимулирования мобилизационной подготовки экономики, утв. Минэкономразвития России № ГГ-181, Минфином России № 13-6-5/9564, МНС России № БГ-18-01/3 02.12.2002, к сооружениям относятся инженерно-строительные объекты, предназначенные для создания условий, необходимых для осуществления процесса производства путем выполнения тех или иных технических функций, не связанных с изменением предметов труда, или для осуществления различных непроизводственных функций: транспортные сооружения (автомобильные дороги и железнодорожные пути внутризаводского назначения, эстакады и т.д.), передаточные устройства (линии электропередачи, трубопроводы и другие передаточные устройства, имеющие самостоятельное значение и не являющиеся составной частью здания или сооружения и т.д.), гидротехнические сооружения (плотины, бассейны, градирни и т.д.), хранилища (всевозможные резервуары, баки и т.д.), стволы шахт, нефтяные скважины и т.д.
  4. Определение понятия подземное сооружение содержится в Постановлении Правительства Москвы от 22.04.2003 № 288-ПП «Об утверждении московских городских строительных норм (МГСН) 2.07-01 «Основания, фундаменты и подземные сооружения». Подземное сооружение - сооружение, расположенное ниже уровня поверхности земли (планировки).

Также согласно преамбуле Закона «О недрах» недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Учитывая, что строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, является одним из видов пользования недрами, можно сделать вывод о том, что подземные сооружения - это такие сооружения, которые расположены в недрах, т.е. ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков.

Таким образом, прокладка трубопроводов (имеющих самостоятельное значение и не являющихся составной частью иных сооружений) во внутренних морских водах и территориальном море в случае, если такие трубопроводы располагаются ниже дна указанных водных объектов, представляет собой пользование недрами.

Приказом МПР России от 02.12.2004 № 715 утвержден Порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых (далее - Порядок).

Согласно абз. 1, абз. 2 п. 1 Порядка данный Порядок регламентирует процедуру рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, включая строительство и эксплуатацию нефте- и газохранилищ в пластах горных пород, размещение промышленных и бытовых отходов, а также транспортных тоннелей, магистральных и промысловых трубопроводов под водными объектами.

В свою очередь действие Порядка не распространяется на строительство и эксплуатацию подземных сооружений, располагающихся на глубине до пяти метров ниже почвенного слоя, строительство фундаментов зданий и сооружений, коммуникаций электро-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации, сооружений метрополитена и других транспортных тоннелей, магистральных и промысловых трубопроводов (за исключением транспортных тоннелей, магистральных и промысловых трубопроводов под водными объектами), оросительных и судоходных каналов.

Морские ресурсные исследования 

Впервые в Федеральном законе о внутренних морских водах и территориальном море дано определение морских ресурсных исследований (ст. 311). Таковыми являются прикладные научно-исследовательские работы, проводимые в целях использования и охраны природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря, за исключением недр.

Ранее вопросы исследования и разведки водных биологических и других природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря регулировались рассмотренной выше статьей 20 Закона.

Необходимо подчеркнуть, что согласно новой ст. 311 морские ресурсные исследования не включают научно-исследовательские работы, проводимые в целях использования и охраны природных ресурсов недр.

Согласно рассмотренной выше ст. 20 Закона указанные исследования регулируются законодательством о недрах.

Новыми также являются статьи 312 «Особенности проведения морских ресурсных исследований водных биологических ресурсов», 321 «Основные принципы защиты и сохранения морской среды и природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря».

В п. 3 ст. 21 Федерального закона о внутренних морских водах и территориальном море (в старой редакции) был провозглашен принцип, согласно которому должны учитываться интересы коренных малочисленных народов, этнических общностей и других жителей Севера и Дальнего Востока Российской Федерации, образ жизни, занятость и экономика которых традиционно основываются на осуществлении рыболовства. Согласно п. 3 ст. 21 в новой редакции учитываются интересы более широкого круга лиц: населения, для которого рыболовство является основой существования, в том числе коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Морские научные исследования

В старой редакции Закона указано, какие органы государственной власти (уполномоченные в каких областях правового регулирования) выдают разрешение на проведение морских научных исследований, а также согласовывают выдачу такого разрешения.

Согласно изменениям в рассматриваемом законе более не указывается, какие именно органы исполнительной власти (уполномоченные в каких областях правового регулирования, например, федеральный орган исполнительной власти по науке и технологиям) выдают и согласовывают выдачу указанного разрешения. Вместо этого прописано, что разрешение выдается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ. А согласования входят в компетенцию федеральных органов государственной власти, уполномоченных Президентом РФ и Правительством РФ соответственно.

Данное изменение, по-видимому, обусловлено:

  1. стремлением сделать текст рассматриваемой статьи менее громоздким, а также
  2. тем, что согласно ст. 112 Конституции Российской Федерации определение структуры федеральных органов исполнительной власти относится к компетенции Президента РФ. Наделение определенных органов исполнительной власти конкретными полномочиями осуществляется Президентом РФ и Правительством РФ.

Данные изменения носят редакционный характер. Количество согласующих органов не изменилось. Однако представляется целесообразным указать конечный перечень согласующих органов в Правилах проведения морских научных исследований во внутренних морских водах, в территориальном море, в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 391.

В ст. 27 Федерального закона о внутренних морских водах и территориальном море установлены основания для отказа в выдаче разрешения на проведение морских научных исследований. В соответствии с изменениями в выдаче разрешения может быть отказано в том числе в случае, когда морские научные исследования направлены на использование природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря (абз. 3 п. 1 ст. 2).

Согласно старой редакции абз. 3 п. 1 ст. 2 к таким основаниям относятся случаи, когда морские научные исследования направлены на изучение водных биологических ресурсов и осуществление рыболовства или изучение, поиск, разведку или разработку (добычу) неживых ресурсов.

Формулировка новой редакции представляется более четкой, однако и старая, и новая редакция предоставляют простор для толкования нормы в процессе применения. 

В отношении порядка приостановления и прекращения морских научных исследований по сравнению со старой редакцией сокращен перечень органов государственной власти, имеющих право принимать указанные решения.

Так, в случае приостановления части морских научных исследований, проводимых на побережье Российской Федерации или с использованием береговой инфраструктуры, для принятия решения о приостановлении необходимо согласование с органами исполнительной власти субъекта РФ, территория которого прилегает к этому побережью или береговая инфраструктура которого используется. Согласно прошлой редакции органы исполнительной власти субъектов РФ имели право самостоятельно принимать решение о приостановлении.

Решение о прекращении морских научных исследований принимается только федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, указанными в пункте 4 статьи 26 рассматриваемого закона, а также, если часть морских научных исследований проводится на побережье Российской Федерации или с использованием береговой инфраструктуры, по согласованию с органами исполнительной власти субъекта РФ, территория которого прилегает к этому побережью или береговая инфраструктура которого используется.

В соответствии со старой редакцией ст. 31 Закона выше указанные согласующие федеральные органы имели право самостоятельно принимать решение о прекращении.

Нормирование качества морской среды

В новой редакции изложена статья 33 рассматриваемого Закона, регулирующая нормирование качества морской среды внутренних морских вод и территориального моря.

Согласно изменениям поддержание морской среды внутренних морских вод и территориального моря в состоянии, соответствующем экологическим требованиям, обеспечивается посредством установления и соблюдения:

  • нормативов допустимого воздействия на водные объекты,
  • целевых показателей качества воды в водных объектах,
  • нормативов в области охраны окружающей среды,
  • а также требований в области охраны окружающей среды, определенных законодательством Российской Федерации.

Указание на необходимость установления и соблюдения данных нормативов соответствует нормам Водного кодекса РФ и Федерального закона "Об охране окружающей среды".

Согласно ст. 35 Водного кодекса РФ поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Указанные нормативы допустимого воздействия разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах.

Порядок утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты установлен Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 № 881. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

Целевые показатели качества воды в водных объектах разрабатываются уполномоченными Правительством РФ федеральными органами исполнительной власти для каждого речного бассейна или его части с учетом природных особенностей речного бассейна, а также с учетом условий целевого использования водных объектов, расположенных в границах речного бассейна.

Целевые показатели качества воды в водных объектах утверждаются в порядке, установленном Правительством РФ. Ряд вопросов по утверждению указанных нормативов регулируется Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 № 883 «О порядке разработки, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов, внесения изменений в эти схемы».

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»:

  1. нормативы в области охраны окружающей среды - установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие;
  2. нормативы качества окружающей среды - нормативы, которые установлены в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями для оценки состояния окружающей среды и при соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среда;
  3. нормативы допустимого воздействия на окружающую среду - нормативы, которые установлены в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды.

Государственная экологическая экспертиза

Внесены изменения в порядок проведения государственной экологической экспертизы. Изменения в основном направлены на устранение противоречий между нормами Федерального закона о внутренних морских водах и территориальном море и Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее - Федеральный закон об экологической экспертизе).

В п. 2 ст. 34 (в новой редакции) указано, что государственной экологической экспертизе (далее - ГЭЭ) подлежат все виды документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море. В прошлой редакции данного пункта указано, что ГЭЭ подлежат все виды хозяйственной деятельности.

Таким образом, п. 2 ст. 34 в новой редакции согласуется с определением экологической экспертизы (ст. 1 Федерального закона об экологической экспертизе): экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

В п. 3 ст. 34 (в новой редакции) теперь указаны объекты ГЭЭ, а не предмет ГЭЭ, что также согласуется с Федеральным законом об экологической экспертизе (ст.ст. 11, 12).

Объектами государственной экологической экспертизы являются проекты федеральных программ, другие документы и (или) документация, имеющие отношение к:

  • региональному геологическому изучению, геологическому изучению, разведке и добыче минеральных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря,
  • рыболовству,
  • созданию, эксплуатации, использованию искусственных островов, установок, сооружений, прокладке подводных кабелей, трубопроводов,
  • проведению буровых работ,
  • захоронению отходов и других материалов во внутренних морских водах и в территориальном море.

В целом перечень объектов в новой редакции более подробный и точный. Так объектами ГЭЭ является документация не только на создание и использование искусственных островов, установок и сооружений, но и на эксплуатацию указанных объектов; на проведение буровых работ; захоронение отходов и других материалов во внутренних морских водах и в территориальном море.

При перечислении документации, относящейся к объектам ГЭЭ, виды пользования недрами указаны (названы) в соответствии с законодательством о недрах (документы и (или) документация, имеющие отношение к региональному геологическому изучению, геологическому изучению, разведке и добыче минеральных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря).

Государственный экологический контроль (ГЭК) и государственный экологический мониторинг (ГЭМ)

Внесены изменения в определение понятия "государственный экологический контроль" (далее - ГЭК) (п. 1 ст. 35). 

Государственный экологический контроль во внутренних морских водах и в территориальном море представляет собой систему мероприятий, направленных на предупреждение, выявление и устранение нарушений международных договоров Российской Федерации, законодательства в области охраны окружающей среды, в том числе морской среды и природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря.

Определение ГЭК, предусмотренное новой редакцией, является более точным и полным по сравнению с определением, содержавшимся в прошлой редакции. Согласно последней при осуществлении ГЭК выявляют (и т.д.) нарушения актов по защите морской среды и природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря (а не окружающей среды на указанных акваториях в целом).

В новой редакции рассматриваемого Закона исключено указание на конкретные органы, уполномоченные осуществлять ГЭК и ГЭМ. Указано, что ГЭК и ГЭМ осуществляются федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством РФ. А в ГЭМ также принимают участие органы исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Захоронение отходов и других материалов и сброс вредных веществ

Внесены изменения в определения понятий "захоронение отходов" и "вредное вещество".

В соответствии с изменениями захоронением по общему правилу не считается удаление отходов или других материалов, присущих или являющихся результатом нормальной эксплуатации судов, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений и не превышающих нормативов в области охраны окружающей среды, иных нормативов, требований, установленных законодательством Российской Федерации (...). В прошлой редакции говорилось о недопущении превышения предельно допустимых концентраций вредных веществ и нормативов предельно допустимых вредных воздействий на морскую среду и природные ресурсы.

Новая редакция, используя более широкое понятие ("нормативы в области охраны окружающей среды"), отсылает к законодательству в области охраны окружающей среды.

Согласно новой редакции вредное вещество - это такое вещество, которое способно нанести ущерб окружающей среде в целом, а не только водным биоресурсам морской флоре и фауне.

Дополнительная информация

С дополнительной информацией о процессе рассмотрения Государственной Думой ФС РФ проекта федерального закона (от 27.12.2009 № 364-ФЗ) № 240010-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (об использовании, охране, воспроизводстве, разведке и разработке природных ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, прилежащей зоны, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации) Вы можете ознакомиться при помощи Автоматизированной системы обеспечения законодательной деятельности, размещенной на официальном сайте Государственной Думы ФС РФ (в том числе с пояснительной запиской к законопроекту, отзывами государственных органов и т.д.).