Об экологической экспертизе сухопутных объектов Печать

В конце 2006 года были внесены изменения в ряд нормативных правовых актов, в соответствии с которыми с 1 января 2007 г. проектная документация для объектов капитального строительства, реализацию которых планируется осуществлять на суше, не представляется на отдельную государственную экологическую экспертизу (ГЭЭ).

В Градостроительном кодексе указано, что в отношении проектной документации и результатов инженерных изысканий проводится только государственная экспертиза. Государственная экологическая экспертиза проводится только для объектов, строительство, реконструкцию или капитальный ремонт которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе, во внутренних морских водах или в территориальном море Российской Федерации.

В Федеральном законе «Об экологической экспертизе» перечислены объекты (то есть документы и/или документация) которые должны быть представлены на государственную экологическую экспертизу федерального или регионального уровней. Перечень объектов государственной экологической экспертизы - закрытый, а значит не допускает дополнений, и в нем отсутствует проектная документация хозяйственной деятельности, которую планируется осуществлять на суше:

  • На государственную экологическую экспертизу представляются, в том числе, документы и/или документация для объектов, указанных в соответствующих федеральных законах (так называемых "морских"). Эти федеральные законы не регулируют хозяйственную деятельность на суше.
  • На государственную экологическую экспертизу на федеральном уровне представляется, в том числе документация, указанная в статье 11, и ранее получившая положительное заключение ГЭЭ, в случае внесения изменений в указанную документацию. В связи с тем, что проектная документация по сухопутным объектам не указана в названной статье, следовательно, ее представление на государственную экологическую экспертизу не требуется.
  • Среди документации, представляемой на государственную экологическую экспертизу регионального уровня, никакая проектная документация не упоминается.

В новой редакции Федерального закона «Об охране окружающей среды» отсутствует принцип обязательности проведения государственной экологической экспертизы проектной и иной документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан. Таким образом, нет оснований для представления проектной документации по хозяйственной деятельности, которую планируется осуществлять на суше, на государственную экологическую экспертизу.

Подзаконные нормативные правовые акты (в т.ч. Постановления Правительства и приказы Госкомэкологии и МПР РФ) применяются в части, не противоречащей федеральным законам. Это означает, что если в каких-либо подзаконных нормативных правовых актах есть нормы, требующие представления проектной документации по хозяйственной деятельности, которую планируется осуществлять на суше, на отдельную государственную экологическую экспертизу, данные нормы не применяются.

Таким образом, проектная документация по хозяйственной деятельности, которую планируется осуществлять на суше, может быть объектом только государственной экспертизы, проводимой в соответствии с Градостроительным кодексом.