Особенности проведения госэкоэкспертизы проектной документации олимпийских объектов Печать
24.10.09 23:42

Постановлением Правительства РФ от 17.10.2009 № 824 утверждено Положение об особенностях проведения государственной экологической экспертизы проектной документации олимпийских объектов, строительство, реконструкцию и капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения. Документ к настоящему времени не был официально опубликован и не вступил в силу.

Согласно абз. 2 п. 3 ст. 5 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" Правительство РФ обладает полномочиями по утверждению порядка проведения государственной экологической экспертизы.

Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы утверждено Постановлением Правительства РФ от 11.06.1996 № 698. Тем не менее, формулировка "утверждение порядка проведения государственной экологической экспертизы" на наш взгляд не препятствует установлению особенностей проведения государственной экологической экспертизы для отдельных объектов Правительством РФ.

В п. 7.1 ст. 11 и п. 4.1 ст. 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе" предусмотрены такие объекты государственной экологической экспертизы федерального и регионального уровней как:

  • проектная документация объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также проектная документация особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, в случаях;
  • проектная документация объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения.

Частным случаем перечисленных объектов являются объекты, предусмотренные Федеральным законом от 01.12.2007 № 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который регулирует отношения, возникающие в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и устанавливает, в том числе особенности осуществления градостроительной деятельности в целях организации и проведения Олимпийских игр и Паралимпийских игр и развития города Сочи как горноклиматического курорта.

Частью 12.6 статьи 14 данного закона установлено, что особенности проведения государственной экологической экспертизы проектной документации олимпийских объектов, указанных в части 12.1 статьи 14, и государственной экспертизы проектной документации таких олимпийских объектов определяются Правительством РФ.

Рассматриваемым Постановлением распределены полномочия по проведению государственной экологической экспертизы между Центральным аппаратом Ростехнадзора и территориальным органом Ростехнадзора.

Центральный аппарат проводит государственную экологическую экспертизу в отношении проектной документации спортивных объектов и объектов транспортной инфраструктуры федерального значения, обеспечивающих функционирование спортивных объектов и объектов для развития г. Сочи как горноклиматического курорта, объектов федеральных энергетических систем, а также объектов, используемых для утилизации (обезвреживания) твердых бытовых и биологических отходов.

Соответствующий территориальный орган Ростехнадзора проводит экспертизу в отношении проектной документации объектов, обеспечивающих функционирование спортивных объектов и объектов для развития г. Сочи как горноклиматического курорта (за исключением объектов транспортной инфраструктуры федерального значения), объектов инженерной инфраструктуры, инфраструктуры связи, энергетических систем регионального значения, природоохранного назначения, здравоохранения и туристской индустрии, объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, а также объектов обеспечения безопасности.

Экспертиза проводится при условии соответствия формы и содержания представляемых заказчиком документов требованиям не только Федерального закона "Об экологической экспертизе", но и Федерального закона "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях", а также при наличии в их составе:

  • а) письменного заявления о проведении экспертизы с указанием идентификационных сведений о заказчике (полное наименование, место нахождения, банковские реквизиты);
  • б) проектной документации, содержащей материалы оценки воздействия объектов на особо охраняемые природные территории федерального значения;
  • в) заключений общественной экологической экспертизы в случае ее проведения;
  • г) материалов обсуждений объекта экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления.

В процессе работы экспертной комиссии устанавливается соответствие представленных заказчиком документов экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством РФ в области охраны окружающей среды, а также требованиям Международного олимпийского комитета и Международного паралимпийского комитета к организации и проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи.

Постановлением предусмотрен более короткий (по сравнению с общим) срок проведения экспертизы (не более 45 дней со дня представления заказчиком документов).

Отличием от общего порядка является также установленная возможность возвращения документов на доработку по заявлению заказчика в ходе проведения экспертизы. В этом случае проведение экспертизы считается завершенным без результата.