Skip to content

ГеоТочка. Изыскания, Консалтинг, ГИС.

20.04.2024 г.
Настройка
Narrow screen resolution Wide screen resolution Auto adjust screen size Increase font size Decrease font size Default font size
ГеоТочка Новости Эконовости Возвращение Госкомэкологии?
Возвращение Госкомэкологии? Печать

В преддверии изменения структуры Правительства РФ активно обсуждается возможность выделения из состава Минприроды России экологической составляющей и создания некого "нового" органа исполнительной власти по образу Госкомэкологии России 2000 года.

Необходимость создания такого органа можно обосновать следующим:

  1. Разделением органов исполнительной власти, отвечающих за использование природных ресурсов и охрану окружающей среды.
  2. Созданием дополнительного органа, контролирующего использование природных ресурсов с одной стороны, и осуществление хозяйственной и инвестиционной деятельности – с другой стороны.
  3. Возникновением органа исполнительный власти, заинтересованного в формировании действенной нормативной правовой базы, что может послужить стимулом для нормотворческой деятельности в области экологического права.

Среди недостатков подобной структуры можно назвать то, что будет создан новый административный барьер для инвестиционной деятельности.

Кроме того, создание нового контролирующего органа вряд ли поможет уменьшить накал экологических страстей, которые часто возникают, например, при осуществлении хозяйственной деятельности в пределах особо охраняемых природных территорий (ООПТ).

Возможным инструментом снижения конфликтности природопользования на территориях ООПТ или в зонах, к ним прилегающим, является создание системы территориальных сдержек на основе схем территориального планирования Российской Федерации и ее субъектов.

В связи с тем, что в настоящее время председателем Правительства РФ еще не внесены предложения по изменению структуры Правительства РФ, мы решили вспомнить функции Госкомэкологии России (1): Новое – это хорошо забытое старое.

Часть функций Госкомэкология России осуществляла на коллегиальной основе. Среди основных можно назвать:

  • межотраслевую координацию и функциональное регулирование в области охраны окружающей среды,
  • обеспечение экологической безопасности,
  • сохранение биологического разнообразия,
  • обращение с отходами, за исключением радиоактивных (далее именуются - отходы), в части, касающейся соблюдения требований природоохранительного законодательства.

В состав Коллегии помимо руководителя, замов и руководителей структурных подразделений Госкомэкологии России, входили представители других специально уполномоченных государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей среды (например Министерства природных ресурсов), руководители территориальных органов, ведущие ученые и специалисты.

Специалисты Госкомэкологии осуществляли:

  • проведение государственной экологической экспертизы;
  • организацию и осуществление государственного экологического контроля, государственного контроля за охраной атмосферного воздуха, а также в пределах своей компетенции государственного контроля за использованием, воспроизводством и охраной отдельных видов природных ресурсов и объектов;
  • организацию мониторинга источников антропогенного воздействия на окружающую природную среду и мониторинга животного и растительного мира (кроме лесов);
  • формирование системы особо охраняемых природных территорий, находящихся в ведении Комитета, осуществление в пределах своей компетенции государственного контроля в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий, управление находящимися в ведении Комитета объектами природно - заповедного фонда Российской Федерации, ведение Красной книги Российской Федерации;
  • в пределах своей компетенции охрану континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, их живых и неживых ресурсов в целях защиты морской среды, экономических и иных законных интересов Российской Федерации.

Для контроля за выполнением приказов и предписаний Госкомэкология была наделена следующими функциями:

  • ограничивать или приостанавливать в установленном порядке хозяйственную и иную деятельность, осуществляемую с нарушением требований природоохранительного законодательства, экологических норм и правил, заключений государственной экологической экспертизы и условий лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, связанной с выполнением работ (услуг) природоохранного назначения, а также давать обязательные для исполнения предписания о прекращении финансирования этой деятельности;
  • рассматривать в порядке, предусмотренном действующим законодательством, дела об административных правонарушениях в области охраны окружающей среды, а также (в пределах своей компетенции) в области природопользования;
  • аннулировать в установленном порядке в пределах своей компетенции лицензии (разрешения) или давать представления об их аннулировании;
  • запрещать ввод в эксплуатацию объектов, строительство или реконструкция которых выполнены с нарушением экологических норм, правил и заключений государственной экологической экспертизы;
  • останавливать и осматривать во взаимодействии с уполномоченными на то государственными органами российские и иностранные суда и другие плавучие средства для проверки соблюдения требований природоохранительного законодательства, экологических норм и правил и в случае выявления нарушений в этой сфере задерживать их до решения вопроса о возмещении вреда, причиненного окружающей среде.

 


 

(1) - Постановление Правительства РФ от 26.05.97 №643

 

Фотогалерея