Skip to content

ГеоТочка. Изыскания, Консалтинг, ГИС.

20.04.2024 г.
Настройка
Narrow screen resolution Wide screen resolution Auto adjust screen size Increase font size Decrease font size Default font size
ГеоТочка Новости Правовые новости Изменения в области экспертизы проектной документации
Изменения в области экспертизы проектной документации Печать
06.02.12 17:11

Федеральным законом от 28.11.2011 № 337-ФЗ внесены изменения в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ, касающиеся, в том числе вопросов проведения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.

Закон опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 29.11.2011. Часть изменений вступила в силу 29.11.2011. При этом рассмотренные ниже изменения в области проведения экспертизы вступают в силу 01.04.2012 года.

Право выбора между государственной и негосударственной экспертизой

В соответствии с изменениями у застройщика или технического заказчика появилась возможность выбора между направлением проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий на государственную или на негосударственную экспертизу (ч.15 ст.48 Градостроительного кодекса РФ).

Соответственно, в случаях, когда проведение экспертизы является обязательным (ч.1 ст.49 кодекса), проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком при наличии положительного заключения государственной или негосударственной экспертизы проектной документации.

Однако в отношении определенных объектов возможно проведение только государственной экспертизы (ч.3.4 ст.49 кодекса).

Обязательная государственная экспертиза

Обязательной государственной экспертизе подлежит проектная документация следующих объектов:

  • объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на территориях двух и более субъектов РФ, посольств, консульств и представительств РФ за рубежом, в исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе, во внутренних морских водах, в территориальном море РФ;
  • объектов обороны и безопасности, иных объектов, сведения о которых составляют государственную тайну;
  • автомобильных дорог федерального значения;
  • автомобильных дорог общего пользования, капитальный ремонт которых финансируется или предполагается финансировать за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ,
  • указанных в ст.48.1 Градостроительного кодекса особо опасных, технически сложных и уникальных объектов;
  • объектов, строительство, реконструкция которых финансируются за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ;
  • объектов культурного наследия (в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности указанного объекта);
  • объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях ООПТ;
  • объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I - V классов опасности,
  • иных объектов, определенных Правительством РФ.

Таким образом, обязательной государственной экспертизе по-прежнему подлежит проектная документация значительной части объектов капитального строительства. При этом, указанный перечень объектов является открытым и в любой момент может быть дополнен Правительством РФ.

Государственной экспертизе подлежат как проектная документация перечисленных объектов, так и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой документации. Однако в ч.3.4 ст.49 Градостроительного кодекса РФ в отношении объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях ООПТ (в отличие от остальных перечисленных выше объектов) говорится только о необходимости проведения государственной экспертизы проектной документации. Требование о необходимости проведения государственной экспертизы результатов инженерных изысканий в отношении данных объектов в ч.3.4ст.49 отсутствует.

Порядок проведения экспертизы

В связи с внесением изменений в Градостроительный кодекс РФ до 1 апреля 2012 г. должны быть приняты соответствующие постановления Правительства РФ, устанавливающие порядок организации и проведения государственной и негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, размер платы за проведение государственной экспертизы проектной документации и государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, порядок взимания этой платы (ч.17 Федерального закона от 28.11.2011 № 337-ФЗ).

Сокращен максимальный срок проведения государственной экспертизы с 3 месяцев до шестидесяти дней. По общему правилу срок определяется сложностью объекта капитального строительства (ч.7 ст.49 кодекса).

Отметим, что максимальный срок проведения негосударственной экспертизы проектной документации кодексом в новой редакции не установлен.

Обжалование заключения экспертизы в экспертной комиссии

Как и в действующей редакции новой редакцией предусмотрена возможность застройщика или технического заказчика оспорить отрицательное заключение экспертизы в судебном порядке (ч.10 ст.49 кодекса). Однако теперь появился также новый механизм.

В случае несогласия с заключением экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий застройщик, технический заказчик или их представитель в течение трех лет со дня утверждения такого заключения вправе обжаловать его в экспертной комиссии, созданной Минрегионом России (ч.12 ст.49 кодекса).

Интересно отметить, что здесь говорится о возможности оспорить не только отрицательное заключение экспертизы, а заключение как таковое.

Решение экспертной комиссии о подтверждении или неподтверждении заключения экспертизы является обязательным для органа или организации, которые провели соответствующие экспертизу, застройщика, технического заказчика (ч.12 ст. 49 кодекса).

В свою очередь указанное решение экспертной комиссии может быть обжаловано в судебном порядке (ч.13 ст.49 кодекса).

Проведение экспертизы в случае отсутствия требования о ее проведении

В ч.8 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ определены основания для отказа в принятии проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, направленных на экспертизу. Из перечня оснований в новой редакции исключено такое основание как направление не подлежащих государственной экспертизе проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.

Согласно изменениям застройщик или технический заказчик имеют право направить по собственной инициативе такие проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную или негосударственную экспертизу (ч.3 ст.49 кодекса).

Лица, имеющие право на проведение негосударственной экспертизы

Негосударственную экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий имеют право проводить юридические лица, аккредитованные на право проведения негосударственной экспертизы соответствующего вида (ч.1 ст.50 кодекса).

Аккредитация осуществляется Федеральной службой по аккредитации (Росаккредитация) (ч.4 ст.50), в порядке, установленном Правительством РФ (ч.3 ст.50).

В ч.2 ст. 50 Градостроительного кодекса определены минимально необходимые требования к юридическим лицам, претендующим на аккредитацию.

По итогам аккредитации Росаккредитация выдает юридическому лицу свидетельство об аккредитации на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий или принимает решение об отказе в выдаче такого свидетельства с указанием причин принятого решения (ч.4 ст.50).

В ч.5 ст.50 кодекса установлены требования к аккредитованным юридическим лицам.

Росаккредитация ведет государственный реестр аккредитованных юридических лиц (ч.7 ст.50) в порядке, установленном Правительством РФ (ч.12 ст.50).

Помимо аккредитации юридического лица на право проведения негосударственной экспертизы, работники такого юридического лица, осуществляющие подготовку заключений негосударственной экспертизы, должны пройти аттестацию в соответствии с требованиями ст.49.1 Градостроительного кодекса РФ, а также в порядке, установленном Правительством РФ (ч.6 ст.49.1). Требование об аттестации также распространяется на экспертов, осуществляющих подготовку заключений государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.

В ч.1 т.49.1 кодекса приведены требования к физическим лицам, которые могут быть аттестованы на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.

Аттестацию проводит Минрегион России и по итогам этой аттестации выдает квалификационные аттестаты на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий либо принимает решение об отказе в выдаче таких квалификационных аттестатов с указанием причин принятого решения (ч.2 ст.49.1).

Такой квалификационный аттестат действует на всей территории Российской Федерации, однако срок его действия составляет пять лет (ч.4, ч.5 ст.49.1). Физическое лицо вправе обратиться в Минрегион России с заявлением о продлении срока действия квалификационного аттестата.

В п.7 ст.49.1 определены основания аннулирования Минрегионом России квалификационного аттестата до истечения срока его действия. В их числе - установление факта участия эксперта в экспертизе при наличии личной заинтересованности в ее результатах, в том числе если в подготовке проектной документации и (или) выполнении инженерных изысканий участвовали эксперт лично или его близкие родственники (родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки), супруг;

Минрегион России ведет реестр лиц, аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий.

Переходные положения

В ст.17 Федерального закона от 28.11.2011 № 337-ФЗ установлены переходные положения (в том числе и по вопросам проведения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий).

После вступления в силу рассмотренных выше положений, юридические лица, аккредитованные на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий до 1 апреля 2012 года, имеют право на проведение такой экспертизы при условии их соответствия требованиям ст. 50 Градостроительного кодекса РФ (в новой редакции). При этом получение указанными юридическими лицами аккредитации в соответствии со ст.50 Градостроительного кодекса РФ не требуется.

Физические лица, аттестованные в установленном порядке до 1 апреля 2012 года Минрегионом России вправе осуществлять подготовку заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий по направлениям деятельности эксперта, указанным в квалификационном аттестате, до истечения срока действия такого аттестата. При этом прохождение указанными физическими лицами аттестации на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий в соответствии со ст.49.1 Градостроительного кодекса РФ не требуется.

Также в ст.17 рассматриваемого закона установлен срок – 1 апреля 2012 г., к которому Правительство РФ и Минрегион России должны принять нормативные правовые акты, необходимые для соблюдения требований Градостроительного кодекса РФ в новой редакции.

 

При использовании и цитировании материалов сайта www.geotochka.ru ссылка на первоисточник обязательна. Со всеми замечаниями и предложениями по содержанию просьба обращаться к администратору сайта.

Фотогалерея

RG

Consultant

Garant

Garant