Skip to content

ГеоТочка. Изыскания, Консалтинг, ГИС.

20.04.2024 г.
Настройка
Narrow screen resolution Wide screen resolution Auto adjust screen size Increase font size Decrease font size Default font size
ГеоТочка Новости Эконовости Совещание в Правительстве РФ о комплексе мер по улучшению экологической обстановки в России
Совещание в Правительстве РФ о комплексе мер по улучшению экологической обстановки в России Печать

30 марта Председатель Правительства РФ провёл совещание "О комплексе мер по улучшению экологической обстановки в России".

Напомним, что 27 мая 2010 г. состоялось заседание президиума Государственного Совета "О совершенствовании государственного регулирования в сфере охраны окружающей среды", по итогам которого Президентом РФ был утвержден перечень поручений Правительству РФ, органам исполнительной власти субъектов РФ. В свою очередь Правительство РФ  дало соответствующие поручения федеральным органам исполнительной власти. В частности Минприроды России совместно с иными федеральными органами исполнительной власти должно было подготовить и представить в Правительство РФ проекты федеральных законов, направленные на совершенствование природоохранного законодательства, в октябре 2010 г.

Таким образом, рассматриваемое совещание было посвящено ходу выполнения поручений Правительства РФ и Президента РФ. 

Во вступительном слове в качестве основных проблем в области экологии Председатель Правительства РФ В.В. Путин выделил следующие:

  • воздействие на окружающую среду в результате интенсивного развития хозяйственной деятельности, транспортной, промышленной инфраструктуры;
  • воздействие "архаичных производств", которые не отвечают современным экологическим требованиям;
  • захламление почв отходами производства и потребления, неиспользование указанных отходов в качестве вторичного сырья.

Основными причинами указанных проблем с точки зрения Председателя Правительства РФ являются несовершенство системы природоохранного регулирования, неэффективность управленческих и контрольных функций государства, слабые стимулы для использования современных чистых и "зелёных" технологий.

Председатель Правительства РФ отметил необходимость законодательных изменения в следующих областях:

  • нормирование воздействия на окружающую среду за счёт внедрения наилучших существующих технологий. При этом такие технологии должны быть финансово доступными для предприятий и экономически эффективными.
  • экономическое стимулирование модернизации предприятий, применения энергосберегающих и экологически чистых технологий.
  • усиление ответственности для предприятий, не соблюдающих законодательство и нарушающих установленные правила.

О ситуации с подготовкой законопроектов рассказал Министр природных ресурсов и экологии Ю.П. Трутнев. Министерством совместно с заинтересованными органами исполнительной власти подготовлен пакет из восьми экологических законопроектов. Пять из восьми законопроектов согласованы со всеми федеральными органами исполнительной власти и внесены в Правительство РФ.

Несогласованными остаются:

  • законопроект о нормировании и экономическом стимулировании,
  • законопроект об отходах производства и потребления,
  • законопроект об особо охраняемых природных территориях.

Законопроект о нормировании и экономическом стимулировании. Минприроды России предлагает разделить предприятия в зависимости от уровня воздействия. В отношении опасных экологических объектов (11,5 тыс. предприятий) предусмотрен переход на принципы наилучших существующих доступных технологий. Это такие технологии, которые экономически доступны и которые практически внедрены на нескольких предприятиях. При этом законодательством задаются не сами технологии, а нормативы выбросов и сбросов на единицу продукции, соответствующие наилучшим технологиям.

Министр отметил, что для внедрения наилучших существующих доступных технологий необходимо 6 тыс. описаний технологических процессов. Предполагается переводить и адаптировать уже имеющиеся справочники BREF.

В отношении остальных предприятий планируется снятие административных барьеров: переход на декларирование, установление нормативов по факту сбросов и выбросов.

На переходный период предусмотрены два этапа увеличения платы за негативное воздействие: в 2–3 раза, по отношению к существующему уровню, в 2012 г., и в 3–4 раза в 2016 г. С учётом этих повышений объём платы в 2020 г. будет составлять 1,1% от прибыли предприятий. При этом в отношении предприятий, переходящих на принципы НДТ, плата будет снижаться.

Разработку всей необходимой документации (разделение предприятий на категории, подготовку нормативных актов, утверждение планов мероприятий по снижению воздействия) планируется осуществить с 2012 по 2014 гг. С 2014 г. предлагается запретить проектирование новых предприятий, не соответствующих принципам существующих наилучших доступных технологий. С 2016 года предлагается запрет на ввод в эксплуатацию новых объектов, чьи выбросы и сбросы не соответствуют НДТ, за исключением тех предприятий, которые проектировались до изменения законодательства. И наконец, только с 2020 года вводимые административные ограничения будут касаться существующих предприятий. При этом, если существующие предприятия до 2020 года начали программу модернизации, то им предоставляется ещё пятилетний период для её завершения.

Ю.П. Трутнев отметил, что самых больших вложений потребуют такие отрасли, как электроэнергетика: переход с мазута, угля на газ, на другие источники. Потребует довольно много денег и жилищно-коммунальное хозяйство.

На сегодняшний день не найдено приемлемое решение по замечаниям Минфина России и Минэкономразвития России в отношении законопроекта. Минэкономразвития России совместно с Российским союзом предпринимателей поддерживают механизмы экономического стимулирования. В то же время Минфин России не одобряет предлагаемые меры. В качестве выхода из сложившейся ситуации Министр природных ресурсов и экологии предложил определить механизмы экономического стимулирования на уровне решений Правительства РФ.

Законопроект об отходах производства и потребления. Планируется определить полномочия и ответственность органов местного самоуправления и субъектов РФ за размещение отходов, территориальное планирование, уменьшение объёма, утилизацию. Также предполагается возродить вид деятельности, связанный с переработкой вторичных отходов. Законопроектом предусмотрена ликвидация платы за хранение отходов в случае отсутствия угрозы причинения вреда окружающей среде (нет дренажа в почву, развеивания и .д.).

Замечания Минфина России заключаются в том, что передача полномочий  субъектам РФ повлечёт необходимость выделения дополнительного финансирования. Также Минфин России полагает, что обнуление ставок платы за экологическое безопасное размещение отходов повлечёт за собой выпадающие доходы из консолидированного бюджета.

Законопроект в области особо охраняемых природных территорий. По указанному проекту существуют принципиальные, концептуальные разногласия. Опонентами высказана позиция, что изменение режима работы ООПТ несёт угрозу биоразнообразию, их существованию.

Минприроды России считает, что предлагаемые ими изменения полностью соответствуют мировой практике, сбалансированы и защищены инструментами государственного регулирования. С точки зрения Министерства должна быть возможность создавать туристическую инфраструктуру в рекреационных, специальных, предназначенных для этого законодательством зонах национальных парков; необходимо совершенствовать инфраструктуру заповедников.

Как отметил Министр, бывают ситуации, когда существует крупный, национального масштаба инфраструктурный проект, который упирается в то, что ничего нельзя сделать с границами ООПТ. Министерство хочет сохранить норму о невозможности уменьшения площадей ООПТ, но при этом в какой-то части при компенсировании другими землями планирует заложить возможность реализовывать инфраструктурные проекты. Очень остро это сказалось, например, в ситуациях с лесными пожарами: отсутствие дорог в заповедниках, национальных парках и как следствие, отсутствие возможности их тушить.

Также необходимо ликвидировать пробел правового регулирования в части прав лиц, проживающих на территории ООПТ, и не имеющих в настоящее время законодательно закрепленного права выйти в лес, собрать грибы, заготовить дрова и т.д.

Законопроект о ликвидации экологического ущерба. В этом году Минприроды Росии приступает к реализации четырёх проектов по ликвидации экологического ущерба: Земля Франца-Иосифа, остров Врангеля, Джидинский вольфрамо-молибденовый комбинат на Байкале и в устье реки Селенги скопление нефтепродуктов. В то же время отсутствует необходимая правовая база для осуществления указанных проектов.

В целом, Ю.П. Трутнев полагает, что предлагаемый пакет законопроектов создаёт новую оболочку для правового регулирования охраны окружающей среды в Российской Федерации.


Также см. информацию на сайте Минприроды России.

 

Фотогалерея