Skip to content

ГеоТочка. Изыскания, Консалтинг, ГИС.

26.04.2024 г.
Настройка
Narrow screen resolution Wide screen resolution Auto adjust screen size Increase font size Decrease font size Default font size
ГеоТочка Новости Эконовости Реформирование системы госуправления в сфере охраны окружающей среды
Реформирование системы госуправления в сфере охраны окружающей среды Печать

27 мая 2010 прошло заседание президиума Государственного совета по вопросам совершенствования государственного регулирования в сфере охраны окружающей среды. На заседании выступили с докладами Президент РФ Д.А. Медведев, глава Республики Калмыкия К.Н. Илюмжинов, министр природных ресурсов и экологии Ю.П. Трутнев.

В своем выступлении Президент РФ обозначил следующие основные задачи реформирования государственного регулирования:

  1. усовершенствование системы нормирования негативного воздействия на окружающую среду, переход на принципы НСТ – наилучших существующих технологий;
  2. обеспечение экономической заинтересованности бизнеса в переходе на современные технологии, во внедрении современных очистных систем;
  3. усиление ответственности за экологические правонарушения;
  4. корректировка механизмов возмещения вреда окружающей среде.

К.Н. Илюмжинов осветил в частности проблемы в сфере государственного экологического контроля, в связи с чем предложил:

  • разработать единые правила государственного экологического контроля хозяйственной деятельности и правила организации и проведения производственного экологического контроля;
  • создать автоматическую систему учёта выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду на всей территории России.

Отсутствие объективной инструментальной информации о состоянии окружающей среды как одна из проблем при осуществлении государственного экологического контроля, была отмечена также и Ю.П. Трутневым.

Также Минприроды России предлагает оставить за федеральными органами государственной власти осуществление экологического контроля только на экологически опасных предприятиях.

В области проведения государственной экологической экспертизы К.Н. Илюмжиновым было предложено:

  • восстановить определение "экологическая экспертиза" в прежней редакции (2004 г.)
  • установить обязательность проведения ОВОС в полном объёме, включая общественное обсуждение для всех проектов, являющихся объектами как государственной экспертизы, так и государственной экологической экспертизы;
  • расширить перечень объектов государственной экологической экспертизы.

С точки зрения Минприроды России необходимо восстановить институт экологической экспертизы в отношении экологически опасных объектов. К настоящему времени Минприроды России подготовило соответствующий законопроект по данному вопросу (см. специальный обзор). 

К.Н. Илюмжинов затронул проблемы в области обращения с отходами производства и потребления: отсутствие экономических регуляторов, развитой инфраструктуры, использования вторичных материальных ресурсов. Было предложено рассмотреть вопрос о воссоздании единого государственного фонда охраны окружающей среды как целевого источника финансирования природоохранных мероприятий.

В сфере возмещения вреда окружающей среде была отмечена необходимость обеспечить реализацию компенсационной функции имущественной ответственности за причинение вреда окружающей среде; разработать и принять специальные нормы о возмещении "прошлого вреда", или накопленного ущерба; создать правовые механизмы возмещения экологического вреда здоровью населения; регламентировать компенсацию ущерба за трансграничное загрязнение территорий.

Выступающие затронули тему возобновляемых источников энергии, в частности отсутствие нормативных правовых актов в данной области.

В области нормирования и платы за негативное воздействие на окружающую среду Минприродой России предложено деление предприятий на три группы: 

  • предприятия с незначительным воздействием,
  • предприятия с умеренным воздействием,
  • предприятия со значительным воздействием, или экологически опасные объекты.

В отношении первой группы предлагается упростить административные барьеры и перевести данные предприятия на декларирование. В отношении предприятий с умеренным воздействием сохраняется существующая система нормирования (за исключением сверхлимитного воздействия).

В ходе заседания Госсовета выступали представители субъектов РФ, которыми также были освещены экологические проблемы как регионального так и общегосударственного значения.

По итогам состоявшегося заседания президиума Государственного совета Президентом РФ был утвержден перечень поручений

 

Фотогалерея