Skip to content

ГеоТочка. Изыскания, Консалтинг, ГИС.

24.04.2024 г.
Настройка
Narrow screen resolution Wide screen resolution Auto adjust screen size Increase font size Decrease font size Default font size
ГеоТочка
Новая редакция Федерального закона о внутренних морских водах и территориальном море (от 27.12.2009) Печать

Федеральным законом от 27.12.2009 № 364-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в «морские» законы, в том числе в Федеральный закон от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (далее - Федеральный закон о внутренних морских водах и территориальном море).

Закон официально опубликован в издании «Российская газета» от 29.12.2009 № 252. Вступил в силу 9 января 2010 г.

В настоящем Обзоре представлен краткий анализ изменений, внесенных в Федеральный закон о внутренних морских водах и территориальном море, в отношении:

Также см. дополнительную информацию к Обзору.

 

Создание, эксплуатация, использование искусственных островов, установок, сооружений, проведение буровых работ, прокладка подводных кабелей и трубопроводов

Согласно новой редакции п. 4 ст. 16 Федерального закона о внутренних морских водах и территориальном море создание, эксплуатация, использование искусственных островов, установок, сооружений, проведение буровых работ, прокладки подводных кабелей, трубопроводов во внутренних морских водах и в территориальном море осуществляются с соблюдением требований, предусмотренных водным законодательством, и в порядке, установленном Правительством РФ.

По сравнению с прежней редакцией новым является указание на применимость требований водного законодательства к названным выше видам деятельности. Данное уточнение носит редакционный характер, т.к. общие требования водного законодательства применимы к осуществлению деятельности во внутренних морских водах и территориальном море независимо от специального указания на это в рассматриваемом Федеральном законе.

Водное законодательство состоит из Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ (далее - Водный кодекс), других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 2 Водного кодекса).

Статьей 11 Водного кодекса установлен порядок предоставления водных объектов в пользование на основании договора водопользования (далее - договор) или решения о предоставлении водного объекта в пользование (далее - решение).

В частности на основании решений (если иное не предусмотрено ч. 3 ст. 11) водные объекты предоставляются в пользование:

  • для создания стационарных и (или) плавучих платформ, искусственных островов, искусственных земельных участков на землях, покрытых поверхностными водами (п. 4 ч. 2 ст. 11);
  • строительства трубопроводов, если такое строительство связано с изменением дна и берегов водных объектов (п. 5 ч. 2 ст.11);
    разведки и добычи полезных ископаемых (п. 6 ч. 2 ст. 11);
  • проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов (п. 7 ч. 2 ст. 11) и др.

Главой 6 Водного кодекса установлены требования к охране водных объектов, в том числе:

  • основные требования к охране водных объектов (ст. 55);
  • требования к охране водных объектов от загрязнения и засорения (ст. 56);
  • требования к охране водных объектов при проведении работ (ст. 61);
  • требования к режиму водоохранных зон и прибрежных защитных полос (ст. 65);
  • требования к режиму особо охраняемых водных объектов (ст. 66);
  • требования к режиму зон экологического бедствия, зон чрезвычайных ситуаций на водных объектах, предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий (ст. 67) и др.

Статья 16 Федерального закона о внутренних морских водах и территориальном море дополнена новыми п.п. 5 - 7.

Согласно новому п. 6 ст. 16 при региональном геологическом изучении, геологическом изучении, разведке и добыче минеральных ресурсов во внутренних морских водах, в территориальном море лицензия на пользование недрами предоставляет ее владельцу право на создание, эксплуатацию, использование искусственных островов, установок, сооружений, проведение буровых работ, прокладку подводных кабелей, трубопроводов в соответствии с проектной документацией, предусмотренной законодательством Российской Федерации о недрах, законодательством о градостроительной деятельности.

В отношении проектной документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации о недрах необходимо отметить следующее.

Разработка месторождений полезных ископаемых и пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами (ч. 1 ст. 23.2 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон «О недрах»)).

Технические проекты и вносимые в них изменения до утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители органов государственного горного надзора и органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды (ч. 2 ст. 23.2 Закона «О недрах»).

Порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, устанавливается Правительством РФ по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами (ч. 3 ст. 23.2 Закона «О недрах»).

При этом до утверждения Правительством РФ указанного порядка при подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на осуществление работ, связанных с пользованием участками недр, применяются нормативные правовые акты и нормативные технические документы, действующие на день вступления в силу Федерального закона от 30.12.2008 № 309-ФЗ (ч. 7 ст. 49 Федерального закона от 30.12.2008 № 309-ФЗ).

Так, Приказом Минприроды России от 30.10.2008 № 277 утвержден Административный регламент предоставления Федеральным агентством по недропользованию государственной услуги по рассмотрению и согласованию проектной и технической документации на разработку месторождений полезных ископаемых.

Приказом МПР России от 21.03.2007 № 61 утверждены Методические рекомендации по проектированию разработки нефтяных и газонефтяных месторождений. Указанные Методические рекомендации не являются нормативным правовым актом, обязательным для применения. Тем не менее, они содержат рекомендации в том числе для организаций.

Согласно п. 6 Методических рекомендаций в качестве проектной и технологической документации на разработку нефтяных и газонефтяных месторождений могут рассматриваться:

  • проекты пробной эксплуатации,
  • технологические схемы разработки и дополнения к ним,
  • проекты разработки и дополнения к ним,
  • технологические схемы опытно-промышленных работ на отдельных участках и залежах,
  • авторские надзоры за реализацией проектных технологических документов.\

Что касается проектной документации, предусмотренной законодательством о градостроительной деятельности, то под проектной документацией понимается документация, содержащая материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющая архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства (ч. 2 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (далее - Градостроительный кодекс)).

В ч. 12 ст. 48 Градостроительного кодекса указано, какие разделы входят в состав проектной документации объектов капитального строительства, за исключением проектной документации линейных объектов. В свою очередь Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 утверждено Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию.

Необходимо иметь в виду, что проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, подлежат государственной экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных статьей 49 Градостроительного кодекса (ч. 1 ст. 49 Градостроительного кодекса).

Также в отношении проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, проводится государственная экологическая экспертиза (ч. 6 ст. 49 Градостроительного кодекса).

Как указано выше лицензия на пользование недрами предоставляет ее владельцу право на создание, эксплуатацию, использование искусственных островов, установок, сооружений, проведение буровых работ, прокладку подводных кабелей, трубопроводов (п. 6 ст. 16 рассматриваемого Закона). С другой стороны, согласно п. 7 ст. 16 данного Закона (в новой редакции) в случае, если лицензией на пользование недрами предусмотрено право ее владельца на осуществление указанных видов деятельности во внутренних морских водах, в территориальном море, получение разрешений на их осуществление не требуется.

По общему правилу создание, эксплуатация и использование искусственных островов, сооружений и установок, а также прокладка подводных кабелей и трубопроводов осуществляются на основании разрешений (п. 5 Порядка создания, эксплуатации и использования искусственных островов, сооружений и установок во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 19.01.2000 № 44; п. 4 Порядка прокладки подводных кабелей и трубопроводов во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, утв. Постановление Правительства РФ от 26.01.2000 № 68 соответственно).

Таким образом, не требуется получения специального разрешения только в случае прямого указания в лицензии права ее владельца на создание, эксплуатацию, использование искусственных островов, установок, сооружений, прокладку подводных кабелей, трубопроводов во внутренних морских водах, в территориальном море. Само по себе наличие лицензии не дает права на осуществление указанных видов деятельности. 

Представляется интересным вопрос о необходимости получения разрешения на проведение инженерных изысканий во внутренних морских водах и территориальном море, связанных с указанными выше видами деятельности (создание, эксплуатация, использование  искусственных островов, установок, сооружений, прокладка подводных кабелей и трубопроводов и т.д.).

В п. 11 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по исполнению государственной функции по выдаче в установленном Порядке лицензии (разрешения) на создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, сооружений и установок, проведение буровых работ, связанных с геологическим изучением, поиском, разведкой и разработкой минеральных ресурсов, а также прокладку подводных кабелей и трубопроводов во внутренних морских водах, территориальном море и на континентальном шельфе Российской Федерации в пределах своей компетенции, утв. Приказом МПР России от 10.12.2007 № 322, (далее - Административный регламент) перечислены виды разрешений, которые выдает Росприроднадзор.

Росприроднадзор выдает разрешения на основной вид деятельности (например, на прокладку подводных кабелей и трубопроводов) с комплексом предварительных (изыскательских) работ, связанных с основным видом деятельности. Возникает вопрос: указанное разрешение является единым (общим) для основного вида деятельности и предварительных (изыскательских) работ и его необходимо получить до начала предварительных работ или необходимо (возможно) сначала получить разрешение на предварительные работы, а затем на основной вид деятельности (например, в случае, когда неизвестны сроки проведения работ в рамках основного вида деятельности и т.д.)?

В Постановлении Правительства РФ от 19.01.2000 № 44 и Постановлении Правительства РФ от 26.01.2000 № 68  (на основании и в развитие которых принят указанный Административный регламент) вообще не указано, что разрешение выдается на основной вид деятельности с комплексом предварительных (изыскательских) работ. Названные акты не содержат требований о необходимости получить разрешения на проведение предварительных (изыскательских) работ.

По-видимому, в Административном регламенте разрешение на создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, сооружений и установок, предусмотренное Постановлением Правительства РФ от 19.01.2000 № 44, а также разрешение на прокладку подводных кабелей и трубопроводов, предусмотренное Постановлением Правительства РФ от 26.01.2000 № 68, понимаются расширительно: как разрешение на основной вид деятельности с комплексом предварительных (изыскательских) работ. Строго говоря, это не вполне корректно.

Применительно к новой редакции п. 6 и п. 7 ст. 16 рассматриваемого Закона возникает вопрос: есть ли необходимость получать разрешение на предварительные (изыскательские) работы,  связанные с основным видом деятельности, в случае, если в лицении на пользование недрами указано право ее владельца на осуществление основного вида деятельности (создание, эксплуатацию, использование искусственных островов, установок, сооружений, прокладку подводных кабелей, трубопроводов во внутренних морских водах, в территориальном море)? Полагаем, что такое разрешение получать не требуется, т.к. названные выше Постановления Правительства РФ № 44 и № 68 не предусматривают отдельного разрешения на предварительные (изыскательские) работы.

Определенная неясность существует также в отношении проведения буровых работ. В отличие от создания, эксплуатации и использования искусственных островов, сооружений и установок, прокладки подводных кабелей и трубопроводов в отношении буровых работ Правительством РФ не утвержден порядок их проведения. А как было указано выше, названные работы осуществляются в порядке, установленном Правительством РФ (п. 4 ст. 16 новой редакции рассматриваемого закона).

Согласно п. 7 ст. 16 рассматриваемого закона (в новой редакции) в случае, если лицензией на пользование недрами предусмотрено право ее владельца на проведение буровых работ во внутренних морских водах, в территориальном море, получение разрешения на осуществление данного вида деятельности не требуется. Возникает вопрос: требуется ли разрешение в случае отсутствия в лицензии прямого указания на право ее владельца проводить буровые работы?

В рассматриваемом Законе не содержится прямого указания на то, что буровые работы по общему правилу проводятся на основании разрешения. В то же время для иных видов деятельности во внутренних морских водах и территориальном море (создание искусственных сооружений, прокладка трубопроводов и т.п.) такое указание о необходимости получить разрешение закреплено в приведенных выше Постановлениях Правительства РФ № 44 и № 68.

Таким образом, рассматриваемый закон, а также постановления Правительства РФ не содержат требования о необходимости получить разрешение на проведение буровых работ во внутренних морских водах и территориальном море в случае, если в лицензии прямо не предусмотрено право ее владельца на осуществление указанных работ.

Несмотря на отсутствие общего требования о необходимости получить разрешение на проведение буровых работ,

  • согласно п. 5.3.13 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 400, Росприроднадзор выдает в установленном порядке лицензии (разрешения) в том числе на проведение буровых работ, связанных с геологическим изучением, поиском, разведкой и разработкой минеральных ресурсов, во внутренних морских водах, территориальном море Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации в пределах своей компетенции;
  • согласно абз. 2 п. 11 Административного регламента по выдаче лицензии (разрешения) Росприроднадзор выдает в том числе разрешения на проведение буровых работ, связанных с геологическим изучением, поиском, разведкой и разработкой минеральных ресурсов во внутренних морских водах, территориальном море и на континентальном шельфе Российской Федерации, с комплексом предварительных (изыскательских) работ, связанных с основным видом деятельности.

При отсутствии закрепленного в федеральном законе или постановлении Правительства РФ требования о необходимости получить (по общему правилу) разрешение на проведение буровых работ во внутренних морских водах и территориальном море, вышеуказанные акты подразумевают необходимость получить такое разрешение.

Использование природных ресурсов, охрана окружающей среды внутренних морских вод и территориального моря, осуществление иной деятельности во внутренних морских водах и территориальном море

Внесены изменения в статью 20 Федерального закона о внутренних морских водах и территориальном море, регулировавшую вопросы исследования, разведки, разработки (добычи) и охраны водных биологических ресурсов и других природных ресурсов и окружающей среды внутренних морских вод и территориального моря.

В новой редакции из предмета регулирования данной статьи исключены исследование и разведка природных ресурсов. Указанные виды деятельности охватываются новым понятием "морские ресурсные исследования" и регулируются соответствующими статьями 31и 312 (см. раздел "Морские ресурсные исследования").

Статья 20 рассматриваемого Закона дополнена п. 21, согласно которому региональное геологическое изучение, геологическое изучение, разведка и добыча полезных ископаемых, строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, на участках недр внутренних морских вод и территориального моря могут осуществляться лицами, отвечающими требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о недрах.

Требования к лицам, которые имеют право быть пользователями недр, установлены статьей 9 Закона РФ «О недрах».

Представляется интересным вопрос о том, относится ли прокладка трубопроводов во внутренних морских водах и территориальном море к строительству и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых (один из видов пользования недрами (п. 4 ч. 1 ст. 6 Закона РФ «О недрах»)).

В соответствии с п. 6.8 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утв. Постановлением ВС РФ от 15.07.1992 № 3314-1, лицензия на право строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, удостоверяет право пользования определенными участками недр для подземного хранения нефти, газа, захоронения вредных веществ и отходов производства, сброса сточных вод и иных нужд.

Законодательство о недрах, законодательство о градостроительной деятельности не содержит определения понятий «сооружение», «подземное сооружение».

Определенное представление о том, какие объекты относятся к сооружениям и к подземным сооружениям, дают нам следующие акты:

  1. Согласно п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса сооружения относятся к объектам капитального строительства.
  2. В соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 359, к подразделу «Сооружения» относятся инженерно - строительные объекты, назначением которых является создание условий, необходимых для осуществления процесса производства путем выполнения тех или иных технических функций, не связанных с изменением предмета труда, или для осуществления различных непроизводственных функций. Объектом, выступающим как сооружение, является каждое отдельное сооружение со всеми устройствами, составляющими с ним единое целое.
  3. В соответствии с Положением о порядке экономического стимулирования мобилизационной подготовки экономики, утв. Минэкономразвития России № ГГ-181, Минфином России № 13-6-5/9564, МНС России № БГ-18-01/3 02.12.2002, к сооружениям относятся инженерно-строительные объекты, предназначенные для создания условий, необходимых для осуществления процесса производства путем выполнения тех или иных технических функций, не связанных с изменением предметов труда, или для осуществления различных непроизводственных функций: транспортные сооружения (автомобильные дороги и железнодорожные пути внутризаводского назначения, эстакады и т.д.), передаточные устройства (линии электропередачи, трубопроводы и другие передаточные устройства, имеющие самостоятельное значение и не являющиеся составной частью здания или сооружения и т.д.), гидротехнические сооружения (плотины, бассейны, градирни и т.д.), хранилища (всевозможные резервуары, баки и т.д.), стволы шахт, нефтяные скважины и т.д.
  4. Определение понятия подземное сооружение содержится в Постановлении Правительства Москвы от 22.04.2003 № 288-ПП «Об утверждении московских городских строительных норм (МГСН) 2.07-01 «Основания, фундаменты и подземные сооружения». Подземное сооружение - сооружение, расположенное ниже уровня поверхности земли (планировки).

Также согласно преамбуле Закона «О недрах» недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Учитывая, что строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, является одним из видов пользования недрами, можно сделать вывод о том, что подземные сооружения - это такие сооружения, которые расположены в недрах, т.е. ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков.

Таким образом, прокладка трубопроводов (имеющих самостоятельное значение и не являющихся составной частью иных сооружений) во внутренних морских водах и территориальном море в случае, если такие трубопроводы располагаются ниже дна указанных водных объектов, представляет собой пользование недрами.

Приказом МПР России от 02.12.2004 № 715 утвержден Порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых (далее - Порядок).

Согласно абз. 1, абз. 2 п. 1 Порядка данный Порядок регламентирует процедуру рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, включая строительство и эксплуатацию нефте- и газохранилищ в пластах горных пород, размещение промышленных и бытовых отходов, а также транспортных тоннелей, магистральных и промысловых трубопроводов под водными объектами.

В свою очередь действие Порядка не распространяется на строительство и эксплуатацию подземных сооружений, располагающихся на глубине до пяти метров ниже почвенного слоя, строительство фундаментов зданий и сооружений, коммуникаций электро-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации, сооружений метрополитена и других транспортных тоннелей, магистральных и промысловых трубопроводов (за исключением транспортных тоннелей, магистральных и промысловых трубопроводов под водными объектами), оросительных и судоходных каналов.

Морские ресурсные исследования 

Впервые в Федеральном законе о внутренних морских водах и территориальном море дано определение морских ресурсных исследований (ст. 311). Таковыми являются прикладные научно-исследовательские работы, проводимые в целях использования и охраны природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря, за исключением недр.

Ранее вопросы исследования и разведки водных биологических и других природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря регулировались рассмотренной выше статьей 20 Закона.

Необходимо подчеркнуть, что согласно новой ст. 311 морские ресурсные исследования не включают научно-исследовательские работы, проводимые в целях использования и охраны природных ресурсов недр.

Согласно рассмотренной выше ст. 20 Закона указанные исследования регулируются законодательством о недрах.

Новыми также являются статьи 312 «Особенности проведения морских ресурсных исследований водных биологических ресурсов», 321 «Основные принципы защиты и сохранения морской среды и природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря».

В п. 3 ст. 21 Федерального закона о внутренних морских водах и территориальном море (в старой редакции) был провозглашен принцип, согласно которому должны учитываться интересы коренных малочисленных народов, этнических общностей и других жителей Севера и Дальнего Востока Российской Федерации, образ жизни, занятость и экономика которых традиционно основываются на осуществлении рыболовства. Согласно п. 3 ст. 21 в новой редакции учитываются интересы более широкого круга лиц: населения, для которого рыболовство является основой существования, в том числе коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Морские научные исследования

В старой редакции Закона указано, какие органы государственной власти (уполномоченные в каких областях правового регулирования) выдают разрешение на проведение морских научных исследований, а также согласовывают выдачу такого разрешения.

Согласно изменениям в рассматриваемом законе более не указывается, какие именно органы исполнительной власти (уполномоченные в каких областях правового регулирования, например, федеральный орган исполнительной власти по науке и технологиям) выдают и согласовывают выдачу указанного разрешения. Вместо этого прописано, что разрешение выдается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ. А согласования входят в компетенцию федеральных органов государственной власти, уполномоченных Президентом РФ и Правительством РФ соответственно.

Данное изменение, по-видимому, обусловлено:

  1. стремлением сделать текст рассматриваемой статьи менее громоздким, а также
  2. тем, что согласно ст. 112 Конституции Российской Федерации определение структуры федеральных органов исполнительной власти относится к компетенции Президента РФ. Наделение определенных органов исполнительной власти конкретными полномочиями осуществляется Президентом РФ и Правительством РФ.

Данные изменения носят редакционный характер. Количество согласующих органов не изменилось. Однако представляется целесообразным указать конечный перечень согласующих органов в Правилах проведения морских научных исследований во внутренних морских водах, в территориальном море, в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 391.

В ст. 27 Федерального закона о внутренних морских водах и территориальном море установлены основания для отказа в выдаче разрешения на проведение морских научных исследований. В соответствии с изменениями в выдаче разрешения может быть отказано в том числе в случае, когда морские научные исследования направлены на использование природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря (абз. 3 п. 1 ст. 2).

Согласно старой редакции абз. 3 п. 1 ст. 2 к таким основаниям относятся случаи, когда морские научные исследования направлены на изучение водных биологических ресурсов и осуществление рыболовства или изучение, поиск, разведку или разработку (добычу) неживых ресурсов.

Формулировка новой редакции представляется более четкой, однако и старая, и новая редакция предоставляют простор для толкования нормы в процессе применения. 

В отношении порядка приостановления и прекращения морских научных исследований по сравнению со старой редакцией сокращен перечень органов государственной власти, имеющих право принимать указанные решения.

Так, в случае приостановления части морских научных исследований, проводимых на побережье Российской Федерации или с использованием береговой инфраструктуры, для принятия решения о приостановлении необходимо согласование с органами исполнительной власти субъекта РФ, территория которого прилегает к этому побережью или береговая инфраструктура которого используется. Согласно прошлой редакции органы исполнительной власти субъектов РФ имели право самостоятельно принимать решение о приостановлении.

Решение о прекращении морских научных исследований принимается только федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, указанными в пункте 4 статьи 26 рассматриваемого закона, а также, если часть морских научных исследований проводится на побережье Российской Федерации или с использованием береговой инфраструктуры, по согласованию с органами исполнительной власти субъекта РФ, территория которого прилегает к этому побережью или береговая инфраструктура которого используется.

В соответствии со старой редакцией ст. 31 Закона выше указанные согласующие федеральные органы имели право самостоятельно принимать решение о прекращении.

Нормирование качества морской среды

В новой редакции изложена статья 33 рассматриваемого Закона, регулирующая нормирование качества морской среды внутренних морских вод и территориального моря.

Согласно изменениям поддержание морской среды внутренних морских вод и территориального моря в состоянии, соответствующем экологическим требованиям, обеспечивается посредством установления и соблюдения:

  • нормативов допустимого воздействия на водные объекты,
  • целевых показателей качества воды в водных объектах,
  • нормативов в области охраны окружающей среды,
  • а также требований в области охраны окружающей среды, определенных законодательством Российской Федерации.

Указание на необходимость установления и соблюдения данных нормативов соответствует нормам Водного кодекса РФ и Федерального закона "Об охране окружающей среды".

Согласно ст. 35 Водного кодекса РФ поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Указанные нормативы допустимого воздействия разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах.

Порядок утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты установлен Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 № 881. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

Целевые показатели качества воды в водных объектах разрабатываются уполномоченными Правительством РФ федеральными органами исполнительной власти для каждого речного бассейна или его части с учетом природных особенностей речного бассейна, а также с учетом условий целевого использования водных объектов, расположенных в границах речного бассейна.

Целевые показатели качества воды в водных объектах утверждаются в порядке, установленном Правительством РФ. Ряд вопросов по утверждению указанных нормативов регулируется Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 № 883 «О порядке разработки, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов, внесения изменений в эти схемы».

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»:

  1. нормативы в области охраны окружающей среды - установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие;
  2. нормативы качества окружающей среды - нормативы, которые установлены в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями для оценки состояния окружающей среды и при соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среда;
  3. нормативы допустимого воздействия на окружающую среду - нормативы, которые установлены в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды.

Государственная экологическая экспертиза

Внесены изменения в порядок проведения государственной экологической экспертизы. Изменения в основном направлены на устранение противоречий между нормами Федерального закона о внутренних морских водах и территориальном море и Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее - Федеральный закон об экологической экспертизе).

В п. 2 ст. 34 (в новой редакции) указано, что государственной экологической экспертизе (далее - ГЭЭ) подлежат все виды документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море. В прошлой редакции данного пункта указано, что ГЭЭ подлежат все виды хозяйственной деятельности.

Таким образом, п. 2 ст. 34 в новой редакции согласуется с определением экологической экспертизы (ст. 1 Федерального закона об экологической экспертизе): экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

В п. 3 ст. 34 (в новой редакции) теперь указаны объекты ГЭЭ, а не предмет ГЭЭ, что также согласуется с Федеральным законом об экологической экспертизе (ст.ст. 11, 12).

Объектами государственной экологической экспертизы являются проекты федеральных программ, другие документы и (или) документация, имеющие отношение к:

  • региональному геологическому изучению, геологическому изучению, разведке и добыче минеральных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря,
  • рыболовству,
  • созданию, эксплуатации, использованию искусственных островов, установок, сооружений, прокладке подводных кабелей, трубопроводов,
  • проведению буровых работ,
  • захоронению отходов и других материалов во внутренних морских водах и в территориальном море.

В целом перечень объектов в новой редакции более подробный и точный. Так объектами ГЭЭ является документация не только на создание и использование искусственных островов, установок и сооружений, но и на эксплуатацию указанных объектов; на проведение буровых работ; захоронение отходов и других материалов во внутренних морских водах и в территориальном море.

При перечислении документации, относящейся к объектам ГЭЭ, виды пользования недрами указаны (названы) в соответствии с законодательством о недрах (документы и (или) документация, имеющие отношение к региональному геологическому изучению, геологическому изучению, разведке и добыче минеральных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря).

Государственный экологический контроль (ГЭК) и государственный экологический мониторинг (ГЭМ)

Внесены изменения в определение понятия "государственный экологический контроль" (далее - ГЭК) (п. 1 ст. 35). 

Государственный экологический контроль во внутренних морских водах и в территориальном море представляет собой систему мероприятий, направленных на предупреждение, выявление и устранение нарушений международных договоров Российской Федерации, законодательства в области охраны окружающей среды, в том числе морской среды и природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря.

Определение ГЭК, предусмотренное новой редакцией, является более точным и полным по сравнению с определением, содержавшимся в прошлой редакции. Согласно последней при осуществлении ГЭК выявляют (и т.д.) нарушения актов по защите морской среды и природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря (а не окружающей среды на указанных акваториях в целом).

В новой редакции рассматриваемого Закона исключено указание на конкретные органы, уполномоченные осуществлять ГЭК и ГЭМ. Указано, что ГЭК и ГЭМ осуществляются федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством РФ. А в ГЭМ также принимают участие органы исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Захоронение отходов и других материалов и сброс вредных веществ

Внесены изменения в определения понятий "захоронение отходов" и "вредное вещество".

В соответствии с изменениями захоронением по общему правилу не считается удаление отходов или других материалов, присущих или являющихся результатом нормальной эксплуатации судов, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений и не превышающих нормативов в области охраны окружающей среды, иных нормативов, требований, установленных законодательством Российской Федерации (...). В прошлой редакции говорилось о недопущении превышения предельно допустимых концентраций вредных веществ и нормативов предельно допустимых вредных воздействий на морскую среду и природные ресурсы.

Новая редакция, используя более широкое понятие ("нормативы в области охраны окружающей среды"), отсылает к законодательству в области охраны окружающей среды.

Согласно новой редакции вредное вещество - это такое вещество, которое способно нанести ущерб окружающей среде в целом, а не только водным биоресурсам морской флоре и фауне.

Дополнительная информация

С дополнительной информацией о процессе рассмотрения Государственной Думой ФС РФ проекта федерального закона (от 27.12.2009 № 364-ФЗ) № 240010-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (об использовании, охране, воспроизводстве, разведке и разработке природных ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, прилежащей зоны, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации) Вы можете ознакомиться при помощи Автоматизированной системы обеспечения законодательной деятельности, размещенной на официальном сайте Государственной Думы ФС РФ (в том числе с пояснительной запиской к законопроекту, отзывами государственных органов и т.д.).

 

При использовании и цитировании материалов сайта www.geotochka.ru ссылка на первоисточник обязательна. Со всеми замечаниями и предложениями по содержанию просьба обращаться к администратору сайта.

Фотогалерея

Контакты

info@geotochka.ru

+7 (985) 954-76-12

Посетители