Skip to content

ГеоТочка. Изыскания, Консалтинг, ГИС.

29.03.2024 г.
Настройка
Narrow screen resolution Wide screen resolution Auto adjust screen size Increase font size Decrease font size Default font size
ГеоТочка
Нормативы допустимого воздействия и нормативы допустимых сбросов: понятия и методики расчета Печать

В связи с принятием в 2006 году Водного Кодекса РФ и соответствующих подзаконных нормативных актов, изменился понятийный аппарат в части нормативов воздействия на водные объекты. В настоящее время понятия, используемые в Водном кодексе, в целом соответствуют понятиям, приведенным в Федеральном законе «Об охране окружающей среды», что обеспечивает сопоставление и понимание соответствующих терминов: нормативы допустимого воздействия, нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов, нормативы качества.

Во исполнение положений Водного кодекса РФ в конце 2007 года были разработаны методики:

  • определения нормативов допустимого воздействия (НДВ) на водные объекты (утв. приказом МПР от 12.12.2007 №328 «Об утверждении методических указаний по разработке нормативов допустимого воздействия на водные объекты»);
  • определения нормативов допустимых сбросов (НДС) в водные объекты (утв. приказом МПР от 17.12.2007 №333 «Об утверждении методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей»).

Порядок утверждения соответствующих нормативов установлены:

Нормативы допустимого воздействия (НДВ) на водные объекты – это допустимое совокупное воздействие всех источников, расположенных в пределах речного бассейна или его части, на водный объект или его часть. НДВ разрабатываются и утверждаются по водному объекту или его участку в соответствии с гидрографическим и/или водохозяйственным районированием в целях поддержания поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства.

НДВ на водные объекты предназначены для установления безопасных уровней содержания загрязняющих веществ, а также других показателей, характеризующих воздействие на водные объекты, с учетом природно-климатических особенностей водных объектов данного региона и сложившейся в результате хозяйственной деятельности природно-техногенной обстановки.

НДВ на водные объекты устанавливаются с учетом состояния водного объекта и его экологической системы на основе нормативов качества воды в водном объекте в соответствии с положениями Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 №881 разработкой нормативов допустимого воздействия на водные объекты занимается Федеральное агентство водных ресурсов при содействии:

  • Госкомрыболовства;
  • Росгидромета;
  • Роспотребнадзора.

Нормативы допустимого воздействия на водные объекты устанавливаются на период не менее 15 лет, исходя из состояния каждого конкретного водного объекта. Корректировка нормативов допустимого воздействия на водные объекты осуществляется на основе результатов государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов не чаще одного раза в 5 лет.

Нормативы допустимых сбросов (НДС) веществ в водные объекты – это нормативы, установленные для субъектов хозяйственной и иной деятельности в соответствии с показателями массы химических веществ и микроорганизмов, допустимых для поступления в окружающую среду от источников в установленном режиме и с учетом технологических нормативов, и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды.

Соответственно, НДС в настоящее время пришел на смену ранее широко использовавшимся ПДС (предельно-допустимым сбросам).  

Величины НДС определяются исходя из нормативов качества воды водного объекта. Если нормативы качества воды в водных объектах не могут быть достигнуты из-за воздействия природных факторов, не поддающихся регулированию, то величины НДС определяются исходя из условий соблюдения в контрольном пункте сформировавшегося природного фонового качества воды.

Расчетная величина норматива допустимого сброса тесно связана с числовым значением норматива качества вод водных объектов.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 №469 нормативы допустимых сбросов утверждаются Федеральным агентством водных ресурсов по согласованию с:

  • Росгидрометом;
  • Роспотребнадзором;
  • Россельхознадзором;
  • Ростехнадзором.

НДС разрабатываются на пять лет. Пересмотр и уточнение НДС осуществляется до истечения срока их действия, в следующих случаях:

  • при изменении более чем на 20% показателей, определяющих водохозяйственную обстановку на водном объекте;
  • при изменении технологии производства, методов очистки сточных вод, параметров сброса;
  • при утверждении в установленном порядке нормативов допустимого воздействия на водные объекты.

Как НДВ, так и НДС устанавливаются по отношению к нормативам качества воды водного объекта.

Нормативы качества воды разрабатываются для условий питьевого, хозяйственно-бытового и рыбохозяйственного водопользования, определяемых в соответствии с действующим законодательством.

Нормативы качества воды водного объекта включают:

  • общие требования к составу и свойствам поверхностных вод для различных видов водопользования;
  • перечень предельно допустимых концентраций (ПДК) веществ в воде водных объектов питьевого и хозяйственно-бытового водопользования (устанавливается СанПиНами);
  • перечень ПДК веществ для водных объектов рыбохозяйственного значения (утверждается приказом Госкомрыболовства).

Таким образом:

  1. НДВ и НДС устанавливаются в зависимости от целевого предназначения водного объекта и по отношению к нормативам качества воды водного объекта.
  2. При комплексном использовании водного объекта при расчете НДВ и НДС принимаются наиболее жесткие нормативы качества воды.
  3. Возможен пересмотр сроков действия НДВ и НДС в случаях, определенных подзаконными актами.
  4. При установлении НДВ и НДС учитывается ныне существующие состояние водного объекта, на который оказывается воздействие/производится сброс.
  5. При расчете величин НДВ и НДС гидрологические условия принимаются как наиболее неблагоприятные из возможных.

Однако:

  1. В силу различия понятий НДВ и НДС в первом случае рассматриваются не только сбросы веществ в водный объект, но также и такие виды воздействия как изъятие воды из водного объекта, использование его для строительства сооружений и изменение водного режима.
  2. Расчетной единицей для НДВ является водохозяйственный участок, для НДС – субъекты хозяйственной или иной деятельности.
 

При использовании и цитировании материалов сайта www.geotochka.ru ссылка на первоисточник обязательна. Со всеми замечаниями и предложениями по содержанию просьба обращаться к администратору сайта.

Фотогалерея

Контакты

info@geotochka.ru

+7 (985) 954-76-12

Посетители